loading

doroga
doroga1

Ораниенбаумский плацдарм и Малая дорога жизни

Ораниенбаумский плацдарм

19 Января

День памяти героических защитников Ораниенбаумского плацдарма

 

Образование плацдарма.

16 августа 1941 года немецкие войска захватили Кингисепп и продолжили наступление в направлении Котлы-Копорье. Наша 8 армия отступала и  к 1 сентября закрепились на правом берегу реки Воронки. Здесь немецко-фашистские части были остановлены. В ходе ожесточенных боёв  к 7 сентября  войска 8-й армии совместно со 2-й и 5-й бригадами морской пехоты при поддержке береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота  на рубеже Керново, Лубаново, Горлово, Порзолово, Петергоф создали устойчивую оборону на плацдарме, вошедшему в историю как Ораниенба́умский плацда́рм. На карте № 1 показана схема Ораниенба́умского плацда́рма. Ораниенбаумский плацда́рм – это территория 65 км по фронту и до 25 км в глубину. С запада Ораниенбаумский пятачок был ограничен Керновом, с севера - Финским заливом, с востока  - Старым Петергофом, на юг уходил на несколько десятков километров от побережья.

Основной состав войск плацдарма.

Основу обороны составлял Ижорский укреплённый район (УР), который предназначался для обороны южного побережья Финского залива.  В состав УР входили:

- 2-я и 5-я отдельные бригады морской пехоты,

- 31-й, 33-й, 196-й и 197-й  артиллерийский дивизионы,

- 2-й запасный артиллерийский полк,

- 80-й отдельный зенитный дивизион,

- 33-й отдельный истребительный батальон НКВД,

- 310-я отдельная танковая рота,

- 462-я отдельная химическая рота,

- гарнизоны фортов «Краснофлотский» («Красная Горка») и  «Красногвардейский» («Серая Лошадь»),

- бронепоезда № 7 «Балтиец» и  № 8 «За Родину».  Оба бронепоезда базировались на станцию Лебяжье.

 

УР первоначально был разбит на 5, а в дальнейшем на 7 боевых участков, каждый из которых имел от 3 до 5 оборонительных районов. УР подчинялся коменданту Главной ВМБ Балтийского флота (Кронштадт). Комендантом УРа был  назначен генерал-майор Григорий Тимофеевич Григорьев.

http://www.polkmoskva.ru/upload/ft/tpic/522876w290h393auto.jpg

Г.Т. Григорьев

 

В начале ноября на Ораниенбаумском плацдарме для усиления обороны была создана Приморская оперативная группа войск в составе:

 - 48- й, 98-й, 168- й стрелковых дивизий,

 - 2-й и 5- й отдельных бригад моряков,

 - 48- й и 71- й отдельных морских стрелковых бригад,

 - 3- го особого стрелкового полка моряков,

 - объединённой школы береговой обороны и ПВО Балтийского флота.

Командующим Приморской оперативной группой войск  назначен генерал-майор Андрей Никитович Астанин.

 

А. Н. Астанин

А. Н. Астанин.

Большую роль в защите Ораниенбаумской земли сыграли моряки Краснознаменного Балтийского Флота. 

С переходом главных сил флота из Таллина в Кронштадт  30 августа 1941 г. все прибывшие корабли  были включены в систему артиллерийской обороны города. Всего 23 боевых корабля. 

Основное вооружение плацдарма.

Форт «Красная Горка»:

- Батарея № 311 – две двухорудийные башни с 305/52-мм пушками,

- Батарея № 312 – четыре открытые 305/52-мм пушки,

- Батарея № 313 – три 120/50-мм пушки, установленные в южной части сухопутной обороны форта,

- Батарея № 322 -  три 152/45-мм пушки Кане,

- Батарея № 211 – четыре 130-мм пушки Б-13 из 21-го ОАД Лужского укрепленного сектора,

196-го ОАД:

- 152-мм батарея № 318 у деревни Сойкино,

- 130-мм батарея № 319 у деревни Неники,

- полевая 152-мм батарея № 342 у деревни Большая Ижора.

197-го ОАД:

- 152-мм батарея № 330 у деревни Калище,

- 100-мм батарея № 341 в устье реки Коваши.

Форт «Серая Лошадь»:

- береговая батарея № 331 с тремя 152/45-мм пушками,

- береговая батарея № 332 с четырьмя 120/50-мм пушками,

- башенная батарея № 333, 

- две двухорудийные башни с 203/50-мм пушками.

Огневая мощь бронепоездов:

№ 7 «Балтиец»,

№ 8 «За Родину».

Огневая мощь кораблей Краснознамённого Балтийского флота и других частей, в том числе и авиации.

На фотографиях показаны бронепоезд № 7 «Балтиец», линкор «Марат», 130-мм железнодорожная установка Б-57 в готовности к открытию огня.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4808/41501079.11b/0_d9bc5_dae2d5c8_orig.jpg

  Бронепоезд № 7 «Балтиец»

 

Оборона плацдарма.

В период сентября 1941 года по ноябрь 1942 год войска Приморская оперативная группа войск во взаимодействии с войсками Ижорского укреплённого района вели активную оборону плацдарма. Корабли и береговые батареи были расставлены таким образом, что по всему периметру обороны позиции немцев простреливались в глубину до 20 км. 1 сентября на форт «Красная Горка» прибыл нарком ВМФ адмирал Николай Герасимович Кузнецов в сопровождении командующего Балтийским флотом Владимира Филипповича Трибуца.

 https://www.booksite.ru/war1941-1945/images/kuznecov2_4-lightbox.jpg

 Кузнецов  Н.Г.

Наркомом ВМФ были поставлены задачи по обороне плацдарма В его присутствии форт открыл огонь по наступавшим немецким войскам. Стрельба велась из 305-мм орудий дальнобойными снарядами (дальность стрельбы около 40 км). В дальнейшем батареи форта «Красная Горка» вели огонь не только по германским войскам, но и через залив по финнам, рвавшимся к Ленинграду. Огромный урон наносил гитлеровцам огонь крупных кораблей - «Марат», «Октябрьская революция», «Максим Горький», «Киров» и др. Применение крупных калибров морской артиллерии значительно усилило оборону Ленинграда. Бронепоезда «Балтиец» и «За Родину», которые базировались на станции Лебяжье, также постоянно наносили огневые удары по врагу. У села Борки был построен аэродром, на котором базировались истребители 13-го авиаполка. На аэродроме «Гора Валдай» базировалась 44-я эскадрилья летающих лодок. Ораниенбаумский пятачок стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. Зимой 1941-1942 года плацдарм обороняли 27 тысяч человек. В ноябре 1942 года, к тому времени, Ижорский сектор береговой обороны был подчинён Приморской оперативной группе войск. 8 ноября 1943 года в связи с подготовкой операции «Нева-2» Приморская оперативная группа была расформирована и её части были переданы 2-ой ударной армии под командованием генерал-лейтенанта И.И. Федюнинского. Началась подготовка операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. С октября 1943 по январь 1944 года через Финский залив было переправлено на «пятачок» пять стрелковых дивизий. Кроме того, на «пятачок» были доставлены 152-я танковая бригада и полк САУ. На аэродроме «Гора Валдай» с августа 1943 года стал базировался 35-й штурмовой авиаполк (28 Ил-2) и 12-й отдельный истребительный полк (28 Як-7), на аэродроме «Борки» - штурмовики Ил-2 и Пе-2.

2-я ударная армия наступала на фронте в 70 км. Всего в ее составе было восемь стрелковых дивизий, три бригады и 16-й укрепленный район.

В наступлении было сосредоточено:

-1530 пушек и минометов,

- 386 орудий РВГК,

- 72 боевые машины реактивной артиллерии БМ-8 и БМ-13.

- 84 орудия береговой обороны «пятачка».

http://www.oborona.ru/dyn_images/img12467.jpg

130-мм железнодорожная установка Б-57 в готовности к открытию огня. Октябрь 1941 г.

 

16 января 2-я ударная армия прорвала фронт на ропшинском и красносельском направлениях на глубину 3–5,5 км. 19 января бойцы ударной армии встретились с танками 42-й армии, наступавшей со стороны Ленинграда. Блокада Ленинграда была прорвана. В дальнейшем форты плацдарма до 16 июня 1944 года участвовали в разгроме финских частей.

Значение и итоги:

Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. Орудия его фортов ежедневно обстреливали позиции немцев и финнов.

Благодаря Ораниенбаумскому плацдарму советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду, создавать напряжённость в тылу немецких войск и сохранить историческое наследие Ораниенбаума.

С Ораниенбаумского пятачка началась операция «Январский гром» («Нева-2»)

Немцам не удалось блокировать главную базу Балтийского флота – Кронштадт. Часть сил группы армий «Север» оказалась прикована к Ораниенбауму и фактически не могла участвовать в наступлении на Ленинград.

Карта 1

Карта 1

                                                                                     

Малая дорога жизни

Малая дорога жизни (ледовая трасса) была организована по приказу Командующего КБФ вице-адмирала В.Ф. Трибуца в ноябре 1941 года.

http://warfor.me/wp-content/uploads/2014/08/Tributs-Vladimir_Filippovich.jpg

 Трибуц  В.Ф.

 

Цель - связать Ораниенба́умский плацда́рм с Ленинградом. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка (станция находится рядом с Ораниенбаумом), до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу. На карте № 2 показана трасса Малой дороги жизни. Малая дорога жизни – это ледовая (в зимнее время) и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в  период ожесточённых боёв на  Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов,  кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых. С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П.П. Кобеко, В.В. Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. С наступлением зимы 1941/1942 года на льду Финского залива от Кернова на Ораниенбаумском пятачке до Сестрорецка была построена линия укреплений на льду. Так в декабре 1941 – январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для  взламывания  льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами. А за ними – проволочные заграждения длиной свыше 46 км. Далее на льду находилось боевое охранение, усиленное пулеметами и 45-мм противотанковыми пушками, установленными на санях. Несмотря на принятые меры, Малая дорога жизни находилась под постоянным прицелом врага. Трасса работала днём и ночью. По ней осуществлялась эвакуация на Большую землю (через Ленинград) жителей, а также эвакуация раненых бойцов из Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма. В обратную сторону происходила перевозка войск на пополнение воинских частей, везли продовольствие для голодающих блокадной ораниенбаумской земли. Перевозки осуществлялись грузовиками. Поистине велика роль береговых фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Они огнем своих орудий  не позволяли придвинуться врагу со своих позиций. На вооружении фортов были орудия разного калибра, в основном 180 мм. Но были и более крупного калибра - 305 мм. Мощные орудия, ранее нацеленные на противоположный берег Финского залива, в период обороны плацдарма, были развернуты на 180 градусов и держали под прицелом и немецкие позиции. Жители «Малой земли» и Кронштадта испытали те же ужасы блокады, что и ленинградцы - артобстрелы, бомбежки, голод, холод и смерть. Здесь действовали нормы хлеба как в  Ленинграде.  Наибольший размах эвакуация приобрела весной, летом 1942 года.Действовала Малая дорога жизни и во вторую блокадную зиму Только к январю 1942 года осажденный город получил первую прибавку хлеба.. С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ее ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. бойцов, около 350 тыс. рейсов автомашин, 1240 орудий и других грузов. Осенью 1943 года по Малой Дороге жизни осуществлялась подготовка операции по полному освобождению Ленинграда от блокады. С Лисьего Носа на Ораниенбаумский плацдарм переправлялись войска, входившие в состав 2¬й Ударной армии. Эта операция началась 5 ноября 1943 года. Осуществлялась она в крайне тяжелых осенне-зимних условиях.  Итогом всей операции стала переброска на Ораниенбаумский плацдарм с Лисьего Носа десятков тысяч бойцов и офицеров (в том числе пять стрелковых дивизий – 11¬я, 43¬я, 90¬я, 131¬я и 196¬я), около 2300 автомашин и тракторов, 214 танков и бронемашин, около 700 орудий и минометов, 5800 тонн боеприпасов, около 4 тысяч лошадей и 14 тысяч тонн прочих грузов. Перевозки удалось осуществить в точно намеченный срок и без потерь. Непосредственно перевозками из Лисьего Носа руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом контр­-адмирал Гордей Иванович Левченко. Наступление наших войск с Ораниенбаумского плацдарма началось 14 января 1944 года.

  Г.И. Левченко

  Г.И. Левченко

 

Итоги и значение:

 -Благодаря существованию «малой дороги жизни» шесть стрелковых дивизий восьмой армии удалось переправить на территорию Ленинграда для обеспечения более сильной обороны города.

- В период блокады по нему производилась систематическая доставка в Ораниенбаум продовольствия и боеприпасов. К январю 1942 года осажденный город получил первую прибавку хлеба.

- Большие флотские, а также армейские силы были с ноября 1943 года переправлены через Лисий нос для подготовки к прорыву немецкого окружения, начавшегося в начале 1944 года. В июне того же года в Лисий нос из Ораниенбаума было доставлено большое количество боевой техники и двадцать две тысячи военнослужащих, сыгравших впоследствии не последнюю роль в деле прорыва вражеского оцепления «Карельский вал».

Карта № 2

http://900igr.net/up/datas/115343/009.jpg

 

Оружие победы

Линкор «Марат»

Линкор «Марат»

 

Память

монумент «Дорога мужества»

Авторы памятника: скульптор Виктор Новиков, его ученик Андрей Поляков, архитектор Вячеслав Заренков. 8 мая 2015 года, в канун 70-летия Победы, в поселке Лисий Нос в Санкт-Петербурге был торжественно открыт монумент «Дорога мужества».

По материалам статьи в газете Вести, автор Сергей Евгеньев