loading

blocada1
blocada2
blocada4

Блокада Ленинграда и Дорога жизни

Блокада

8 сентября 1941г.

День начала фашистской блокады Ленинграда

 

https://swalker.org/uploads/posts/2017-02/1486145537_swalker.org_sbzwy77.jpeg

 

Фотографии военных лет. Ленинград во время блокады.

Батарея орудий в саду трудящихся им. М. Горького ныне Александровский сад

Батарея орудий в саду трудящихся им. М. Горького ныне Александровский сад   

                               

Зенитная батарея

Зенитная батарея на стрелке васильевского острова

 

Баррикады на Московском шоссе

Баррикады  на Московском шоссе

                                                     

Орудия на Марсовом поле

Орудия на Марсовом поле

 

Блокада

8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Ленинград оказался в блокаде. Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Они начали сбрасывать на город зажигательные бомбы, с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, с целью вызвать массовый голод среди населения. Фашистам удалось разбомбить Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. В результате  было безвозвратно утеряно 3 тыс. тонн муки и 700 тонн сахара. На стенде № 1 представлены данные о численности населения Ленинграда, до и во время блокады, а также данные о масштабах разрушений. В городе были установлены нормы продовольствия и введены продовольственные карточки, однако из-за нехватки продовольствия эти нормы начали снижаться, но несмотря на их снижение, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия. В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения.  Смертность от голода стала массовой.  Собственных запасов продовольствия у населения не было. Запасы продовольствия доставлялись в город, как по воздуху, так и через Ладожское озеро. Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Кроме оборонных  остановилась работа практически на всех фабриках и заводах. Несмотря на голод, холод, постоянные обстрелы ленинградцы мужественно защищали свой город. В городе не было паники, проводилась эвакуация населения, была организована и работала коммунальная служба. Практически всё население, включая стариков и детей, работало, в основном на  оборонных заводах, выпуская танки, орудия, бронемашины, бронепоезда, снаряды мины и патроны. В эти суровые дни Ленинград помогал ещё и фронту. Были сформированы и отправлены на фронт дивизии народного ополчения. Ленинград превратился в крепость, были созданы укреплённые рубежи и позиции,  как по окраинам, так и в самом городе. Были взяты под охрану все важные оборонные объекты, государственные учреждения и учреждения культурного наследия.

Ленинград жил, работал, защищался во все дни блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1943 года. 900 дней блокады вошли в мировую историю как дни героизма и несгибаемой воли и стойкости Ленинградцев. На фотографиях военных лет показан город во время блокады.

Плакаты войны                                                      

ПлакатРисунок  За что. 1942г Художник А.Харшак

                            

Дорога Жизни

8 сентября началась блокада Ленинграда. С сентября 1941 года советские войска вместе с гражданским населением были окружены немецкими и финскими войсками. Город не был готов к блокаде и не имел необходимых запасов продовольствия и горючего. Доставлять все необходимое можно было авиацией или через озеро. Начала работу дорога жизни. «Доро́га жи́зни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. На карте № 3 показана Дорога жизни.

Карта № 3

https://evacuation.spbarchives.ru/image/maps/6.jpg

 

С Большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда - в Новую Ладогу, затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец Первые баржи по Дороге жизни в Ленинград пришли 12 сентября 1941 года.

Баржи на Ладожском озере.

Баржи на Ладожском озере.

За весь сентябрь в город поступило около 20 000 тонн грузов. Некоторым судам удавалось доставлять грузы вплоть до 4 декабря. При этом перевозки все равно оставались небезопасными. Из-за штормов на Ладоге затонуло несколько барж. Регулярно баржи и транспортные судна подвергались бомбардировкам немецкой авиацией. Немецкая авиация потопила пять буксиров и 14 барж. Дорогу жизни по ледовой трассе начали готовить в октябре. Для ее эксплуатации и охраны было создано управление дороги, которым руководил военный инженер первого ранга полковник Василий Георгиевич Монахов, а с  17 декабря 1941 года капитан второго ранга Михаил Александрович Нефёдов20 ноября по ледовой Дороге жизни сВагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленныйстаршим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Коббону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 

 22 ноября открылась автомобильная ледовая дорога. Она проходила недалеко от линии фронта и требовала охраны, которую обеспечивали воинские подразделения. Ледовый участок дороги имел две оборонительные полосы, созданные с помощью деревянных срубов, мешков с песком, которые промораживались льдом. Каждые один-два километра были установлены зенитные пулеметы, а каждые три километра – орудия малокалиберной артиллерии. С воздуха магистраль защищали шесть истребительных авиаполков. Всего за осень 1941 года по Дороге жизни перевезли около 60 000 тонн грузов, две трети из них были продовольственными. Удалось эвакуировать около 33 000 ленинградцев.

Эвакуация по Дороге жизни

Эвакуация по Дороге жизни

Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т различных грузов, из них в блокадный Ленинград более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения

Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для снабжения горючим (Ладожскийнефтепровод) и кабель, по 

которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.

Не менее тяжелой оказалась и следующая зима.

С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года

101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т различных грузов, в том числе свыше 

100 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана  По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны названая в последствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Итоги и значение:

В общей сложности за время существования этой трассы в Ленинград удалось доставить 206 000 тонн грузов. 112 000 тонн - это были фураж и продукты. В том числе 56 000 тонн муки, почти 10 тысяч тонн круп, две с половиной тысячи тонн мяса, почти пять тысяч тонн рыбы, около трех тысяч тонн сахара, около семи с половиной тысяч тонн овощей. Также в осажденный город привезли 18 с половиной тысяч тонн угля, более 50 тысяч тонн боеприпасов. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.